10 и 11 сентября в Калининграде состоялся VII Международный Балтийский транспортный форум. Его участниками стали специалисты в области транспорта и логистики из России, стран СНГ и Евросоюза, представители федеральном и региональной власти. Собравшиеся обсудили актуальные вопросы развития транспортно-логистического комплекса Балтики и попытались найти пути решения проблем, стоящих перед отраслью в российском анклаве.
Было отмечено, что в последнее время к традиционным сложностям с уникальным положением Калининградской области прибавились трудности, связанные с геополитической ситуацией. Несмотря на непростую ситуацию с сокращением объемов перевалки в портах Балтийского бассейна (особенно тяжело дело обстоит с контейнерными грузами), участники форума высказали различные варианты решения этой проблемы, в том числе посредством привлечения дополнительных грузопотоков.
О ситуации с перевалкой грузов в российских портах подробно в первый день конференции доложил собравшимся заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Вовк. Он, в частности, отметил, что в Калининградской области скоро откроется терминал сжиженного природного газа, его мощность составит 2,1 млн тонн в год.
Одной из наиболее животрепещущих тем дискуссии стал вопрос обострения конкуренции между паромными и железнодорожными перевозками в портах Балтики. По словам заместителя директора Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» Андрея Мошкова, ежегодный рост ж.-д. тарифа этому только способствует. Дороги-транзитеры (Белорусская и Литовская) даже вводят беспрецедентные скидки. Заместитель директора Дирекции по грузовым перевозкам АО «Литовские железные дороги» Саулюс Стасюнас подтвердил, что в текущем году номенклатура грузов, на провоз которых предоставляются скидки, расширена на ЛЖД с 19 до 35 позиций. Однако рост курса валюты, которой оплачивается транзит, все равно делает перевозку недоступной для большинства грузовладельцев.
Тему влияния санкций на транспортно-логистический бизнес прибалтийских регионов затронул генеральный директор ООО «Балтийская Стивидорная Компания» Алексей Павлов. Он доложил, что контейнерный грузооборот портовых операторов региона по итогам 7 месяцев 2015 года сократился на 58% относительно того же периода 2014 года. По его словам, контейнерный грузооборот портов также напрямую зависит от динамики развития промышленных предприятий области и состояния экономики региона в целом. Весь импорт предназначается исключительно для внутреннего потребления региона, а доля транзита на основную территорию РФ и страны Таможенного союза ничтожно мала. Для организации транзита санкционных грузов компания предлагает возможность инвестирования в строительство рефрижераторных складов, имеющих таможенный статус, инфраструктуры припортовой территории, что позволит привлечь грузопоток более 200 тысяч тонн в год продукции через Калининградскую область в Среднюю Азию и Республику Казахстан. Первый заместитель начальника Калининградской железной дороги Сергей Серга также отметил наличие определённых проблем, связанных с введением Россией и странами ЕС обоюдных санкций: обороты магистрали за 8 месяцев упали на 17%, а погрузка снизилась на 5,2%. Однако, как заявил глава филиала ОАО РЖД, сдаваться железнодорожники не собираются. В настоящее время идёт работа над предложениями для привлечения грузов, активно решается вопрос организации перегруза с широкой колеи на узкую на станциях Дзержинская-Новая и Черняховск, что позволит направлять грузы из Калининграда через Польшу на Восточную Европу, а также из Польши в Россию и Казахстан.
Участники встречи обсудили и два крупных проекта, без преувеличения имеющих большое значение для всей России, которые планируется реализовать к 2018 году - строительство Морского пассажирского терминала в городе Пионерском Калининградской области и скоростной автодороги Москва-Санкт-Петербург. Новая дорога пройдет в основном параллельно существующей автомобильной дороге М-10 Россия и будет пересекать ее на ряде участков с устройством транспортных развязок в разных уровнях, что позволит, как рассчитывают специалисты, переключать движение транспортных потоков с М-10 на скоростную автомагистраль и наоборот.
Александр Лисин, исполнительный директор Русской интермодальной логистической ассоциации:
«Участие в Балтийском транспортном форуме я рассматриваю, как удачную возможность представить РИЛА в Калининградском регионе и предложить совместно реализовывать цели ассоциации, придерживаясь нашего девиза «Совместными стремлениями к успеху каждого!». Объективно, калининградские предприниматели чувствуют себя несколько оторванными от «большой земли» - Российской Федерации не только в географическом аспекте, но и в плане деловых связей. На Форуме у меня была возможность выступить с инициативой формирования Балтийской логистической платформы, которая, кроме концептуальных положений, являлась бы способом кооперации участников логистического рынка региона, а также помогла координировать развитие объектов транспортно-логистической инфраструктуры. Концепция «логистической платформы» долго оставалась предметом рассуждений экспертов, как «пространство сетевой кооперации компаний на базе координации мультимодальной и интермодальной логистики, консолидации транспортной и складской логистики. Не раз эта тема обсуждалась на площадке Комитета по логистике Торгово-промышленной палаты РФ. Накопленный за 11 лет опыт деятельности нашей Ассоциации помогает от слов перейти к делу и начинать формирование Поволжской, Балтийской, Уральской и т.д. логистических платформ, опирающихся на конкурентоспособность транспортно-логистической инфраструктуры региона и компетенцию участников логистической деятельности вокруг этой инфраструктуры. Инициатива Балтийской логистической платформы, которая также как и Поволжская логистическая платформа, может создаваться на основе структуры РИЛА, была поддержана ТПП Калининградской области и предпринимательским сообществом. Инициативы РИЛА будут отражены в резолюции Балтийского транспортного форума, а организаторы мероприятия уже выразили заинтересованность заслушать результаты формирования Балтийской логистической платформы через год на следующем форуме в Калининграде».
|