В пресс-конференции приняли участие:
Гончаренко Василий Васильевич - исполнительный директор Поволжской логистической ассоциации
Якшин Геннадий Александрович - президент Нижегородского филиала Государственного университета - Высшая школа экономики (НФ ГУ-ВШЭ), руководитель комитета по науке, образованию и развитию Поволжской логистической ассоциации
Прудник Александр Васильевич - старший научный сотрудник Нижегородского отдела Института социологии РАН
Главным объектом внимания участников пресс-конференции стали последствия Приказа №1959 изданного Федеральной Таможенной Службой 20 октября 2009г. «О совершенствовании структуры Оренбургской и Нижегородской таможен», согласно которому 15 января 2010 года будет ликвидирован Сормовский таможенный пост на территории Нижегородской области.
По мнению предпринимателей и экспертов-логистов, это решение принято без учета экономических интересов региона и в ущерб внешнеэкономической деятельности всех региональных экспортеров и импортеров.
По приглашению Поволжской логистической ассоциации, сотрудники Нижегородского отдела Института социологии РАН в ноябре 2009г. провели исследование среди участников внешнеэкономической деятельности региона. Более 40 предприятий, участников ВЭД, дали негативную оценку решению о закрытии Сормовского таможенного поста. Кроме того, были получены аналогичные экспертные мнения от авторитетных руководителей профессиональных логистических сообществ, научных институтов, крупнейших субъектов промышленности региона.
Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы:
На Сормовском таможенном посту расположен крупнейший таможенный терминал Поволжья, который специализируется на автомобильном и на железнодорожном транспорте. Это настоящий образец логистических технологий, начиная с 2006г., ООО «Терминал» - лауреат Конкурса лидеров внешнеэкономической деятельности «Таможенный Олимп».
Терминал располагает складом временного хранения (СВХ) площадью более 30 тысяч кв.метров. Погрузо-разгрузочная техника, в том числе козловые краны грузоподъемностью 12,5 и 20 тонн, мостовой кран 10 тонн, дают возможность осуществлять обработку всех видов грузов, в том числе, крупногабаритных и нестандартных. Установленная здесь измерительная аппаратура позволяет взвешивать товары весом от 100 г до 5000 кг., причем длина предмета может доходить до 10 м. Терминал оснащен досмотровой рентгентехникой, позволяющей осуществлять досмотр товаров на паллетах размером 1,2х0,8х1,6м без вскрытия упаковки, с выводом всех данных на рабочее место инспектора таможенного поста, для чего получена лицензия на хранение подобного оборудования.
Наличие собственной железнодорожной ветки позволяет принимать и обрабатывать 20 и 40 футовые контейнеры, а площадка, прилегающая к складу, одновременно размещать до 20-ти железнодорожных вагонов. Терминал ориентирован, на работу с контейнерными грузами – здесь созданы все условия для осуществления их обработки.
В настоящее время СВХ является самым крупным и технически оснащенным складом ПФО. Кроме того, это единственный склад в регионе, которые имеет лицензию на хранение алкогольной продукции, а также аттестован на прием и хранение ветеринарной и фитокарантийной продукции.
До принятия решения о ликвидации Сормовского поста, руководство Нижегородской таможни признавало данный таможенный пост одним из самых перспективных в ПФО и ему придавалось серьезное значение. Неслучайно, в 2009г. Нижегородская таможня затратила на обустройство Сормовского таможенного поста значительные бюджетные средства - более 800 000 рублей. Установлено 20 видеокамер с выводом данных на все ведущие компьютеры поста. Проведена работа по совершенствованию технической базы таможенного поста – оформление ГТД в электронном виде с применением Интернета.
Пять из тринадцати таможенных брокеров имеют право электронной подписи (подача ГТД в электронном виде).
Среди основных клиентов Сормовского поста – 70% промышленных предприятий, таких как ОАО «Гидромаш», ОАО «Красное Сормово», ОАО «ЗМЗ», ОАО «Сокол», ОАО «Машзавод», ОАО «Кулебакский механический завод» и другие крупнейшие субъекты хозяйственной деятельности Нижегородской области и Поволжского региона.
Закрытие Сормовского таможенного поста означает резкие изменения во внешнеэкономической деятельности этих крупнейших предприятий, что может принести региону катастрофические последствия. Нарушается хорошо налаженная инфраструктура обработки грузов и взаимосвязи служб, что приведет к увеличению финансовых затрат и сроков выполнения таможенных операций, что недопустимо в условиях реального производства. Например, для ОАО «Красное Сормово» затраты на таможенное оформление увеличатся в три раза, а по ряду позиций в десятки раз.
Новым местом таможенного оформления назван Дзержинский таможенный пост, неприспособленный для оперативного проведения таможенных операций. Пост расположен внутри жилого массива, лишен необходимых складских помещений, офисов для клиентов. По оценке специалистов, время таможенного оформления грузов, прибывающих в Нижегородскую область, увеличится, как минимум, в три раза: с 3 часов до 3 суток.
А самое главное, здесь отсутствует зона таможенного контроля для завершения процедуры внутритаможенного транзита, что является грубейшим нарушением таможенного кодекса РФ.
По мнению экспертов-логистов, уничтожение Сормовского таможенного поста может разрушить внешнеэкономическую деятельность региональной коммерции.
Отсутствие у представителей таможенных структур соответствующих исследований, позволяющих определить соотношение расходов экспортеров-импортеров до и после введения в действие этого Приказа, данных по основным грузопотокам, а также анализ соответствующей инфраструктуры и т.д. свидетельствует о том, что руководство ПТУ не готово прогнозировать тот экономический ущерб, который наносит необдуманное организационное решение о ликвидации Сормовского поста Нижегородской таможни.
|